скрыть достопримечательностипоказать достопримечательности
Достопримечательность 1
Достопримечательность 2
Достопримечательность 3
Главная / Новости / Новости республики
29.06.2009

Белорусская милиция нуждается в глубокой реформе, однако без кардинальной ломки системы - Лукашенко

29 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Белорусская милиция нуждается в глубокой реформе, однако проводиться она должна без кадровых "чисток" и кардинальной ломки системы. Об этом заявил 29 июня на совещании с оперативно-начальствующим составом органов внутренних дел Президент Беларуси Александр Лукашенко, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера. Для участия в мероприятии были приглашены более 200 начальников райотделов органов внутренних дел, руководящий состав МВД, высшие должностные лица страны. Нынешнее совещание стало продолжением открытого разговора об эффективности деятельности правоохранительной системы государства, начатого в прошлом году со встречи с составом Комитета государственной безопасности. А точка в этом разговоре будет поставлена после соответствующего анализа nработы органов прокуратуры. Открывая совещание, Президент отметил, что его целью является оценка того, как выполняются поручения главы государства, данные Министерству внутренних дел, какова эффективность его работы, разобраться, насколько серьезной является криминальная угроза, готова ли милиция ей противостоять, а также какие факторы мешают навести должный порядок. Глава государства сказал о том, что органы внутренних дел добились определенных успехов за прошлые годы, но сегодня речь идет о проблемных вопросах. А они достаточно серьезные. Александр Лукашенко подчеркнул, что у него имеется немало претензий к работе как Министерства внутренних дел, так и прокуратуры. Несмотря на общее снижение количества зарегистрированных преступлений в стране, только за последние 5 месяцев 2009 года преступность выросла в 28 районах республики. Глава государства считает, что МВД не сумело перестроить свою работу, сконцентрировав усилия в основном на регистрации правонарушений. По-прежнему проблемы с nкачеством следствия и дознания. В первом квартале из-за неполноты прокурорских проверок отменено более 3 тыс. решений об отказе в возбуждении уголовного дела. По словам Президента, по-прежнему не искоренены формальные подходы в исполнении Директивы № 1. Основной причиной тяжких и особо тяжких преступлений остается пьянство. Удельный вес преступлений в общественных местах среди общего количества преступлений достиг 44%, количество особо тяжких увеличилось почти на треть, убийств с покушением - на 50%. Глава государства обратил внимание и на низкую раскрываемость краж: в отдельных регионах страны она не превышает 15%, а в Минске - 14%. Остается низкой возмещаемость материального ущерба - лишь 17%, а по коррупционным преступлениям 28%. Все эти факты, по мнению главы государства, свидетельствуют о том, что настало время кардинального реформирования белорусской милиции. В то же время, считает Президент, все преобразования должны проходить в спокойном режиме. Это ни в коем случае не должно стать тотальной " чисткой рядов". "На коренную ломку милиции я не пойду, я – за реформы совершенствования", - подчеркнул Александр Лукашенко. Основой реформирования должна стать "концепция подъема милиции на более высокий уровень". "Но милицию ни в коем случае не должны обидеть, не опустить до самой низшей точки. Необходимо сделать ее такой, которая бы нравилась народу, смогла защитить интересы наших граждан", - сказал глава государства, добавив, что "подавляющее большинство милиционеров – честные люди". По мнению Президента, белорусская милиция ничуть не хуже, чем милиция в соседних государствах, однако сегодня органы внутренних дел нуждаются в реформах. "Хочу, чтобы вы знали: так, как было прежде, уже не будет. В государственных органах не должно быть застоя. Милиция должна постоянно и динамично совершенствоваться", - заявил Александр Лукашенко. Президент предложил на примере Витебской области провести своеобразный эксперимент и сформировать ту новую милицию, которая будет отвечать требованиям времени. Эта работа должна быть завершена до 1 октября 2009 года. "Дайте пример, который мы сможем взять за шаблон и перенести на всю страну", - сказал Александр Лукашенко. Все нововведения будут детально обсуждены, а с 1 января 2010 года белорусская милиция должна начать работать по-новому. Президент детально, с примерами, остановился на основных аспектах работы органов внутренних дел страны. Глава государства считает позором для правоохранительных органов нераскрытое дело о взрыве 4 июля в Минске, а также о взрыве в Витебске. Виновные до настоящего времени не установлены. По мнению Александра Лукашенко, нераскрываемость "громких" преступлений формирует негативное мнение о работе милиции. О серьезных провалах и проблемах, глубоко укоренившихся внутри ведомства, свидетельствует и деятельность преступных группировок "морозовцев", "пожарников". "Как могло случиться, что они безнаказанно бесчинствовали у всех на глазах. Все ли сделано сегодня, чтобы подобное не повторилось?", - задал вопрос Президент. Александр Лукашенко акцентировал внимание на том, что до сих пор не создана эффективная система защиты экономических интересов государства. В прошлом году было выявлено почти 700 хищений в крупном и особо крупном размерах, ущерб от которых составил Br77 млрд., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на Br25 млрд. В 2009 году он составил около Br6 млрд. По мнению Президента, в действиях милиции отсутствует наступательность и инициатива. "Меня не устраивают результаты вашей работы по противодействию криминализации экономики. Правоохранительные органы не владеют ситуацией в полном объеме и не работают по упреждению негатива в этой сфере. Особенно по защите масштабных национальных проектов и перспективных инвестиционных программ", - заявил глава государства. Он также добавил, что ждет исчерпывающих мер по защите от расхищения государственной собственности и народного достояния. Александр Лукашенко заявил о неприемлемости подстрекательств к преступным действиям, провокаций и фальсификаций в борьбе с коррупцией. По словам Президента, проверив только одну службу по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями МВД, были установлены многочисленные системные нарушения действующего законодательства, вопиющие провалы в организации агентурно-оперативной работы, в том числе фальсификация доказательств, искажение отчетности, выполнение личных поручений руководства, лоббирование интересов отдельных коммерческих структур и лиц. Особое место в этом списке занимает нарушение конституционных прав и свобод граждан, которое в ряде случаев было сопряжено с незаконным возбуждением уголовных дел и заключением под стражу. Президент отметил, что в недрах МВД фактически функционировала порочная система, направленная на создание видимости работы путем фальсификации доказательств. Нарушения носили массовый характер и совершались на протяжении длительного времени. "Вместо создания эффективного механизма профилактики коррупции в практику вошла система провокаций должностных лиц в получении взяток и совершении иных коррупционных преступлений. Проверкой выявлено 78 фактов таких провокаций. Незаконные спецмероприятия в отношении граждан, а тем более различных руководителей недопустимы", - подчеркнул Александр Лукашенко. Тревогу вызывают факты предательства, когда информация, представляющая служебную тайну, оказывается в распоряжении преступных элементов. Выявлена масса случаев, когда люди, призванные бороться с преступностью, используя предоставленные им права и возможности, использовали их в преступных целях. Всего с апреля 2009 года возбуждено 19 уголовных дел в отношении 14 сотрудников МВД. "Особое негодование вызывает проникновение в органы внутренних дел таких масштабных явлений, как коррупция, должностные преступления, предательство интересов службы. В МВД в текущем году зарегистрировано 41 преступление коррупционной направленности, в совершении которых принял участие 31 сотрудник. В 2008 году 65 уголовных дел этой категории было возбуждено в отношении 51 сотрудника", - сказал глава государства. В ряде случаев адекватных мер реагирования к должностным лицам, допустившим серьезные нарушения, со стороны руководителей не принималось. "Для МВД характерна непродуманность и непоследовательность при решении кадровых вопросов, что приводит к снижению профессионального уровня сотрудников и не позволяет качественно решать поставленные задачи. Текучка кадров порождает много проблем", - констатировал Александр Лукашенко. За последние 2 года вырос общий некомплект личного состава, который на 1 июня 2009 года составил 9%, в службе по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями - практически 11%, в подразделениях патрульно-постовой службы - 19%. Высокая текучесть кадров также негативно сказывается на деятельности участковых. Некомплект последних на 1 июня в целом по республике составил 9%, при этом в Минской области - 11%, а в Минске - 20%. "По данным опроса, каждый четвертый милиционер назвал такое положение дел следствием неприемлемого стиля руководства со стороны непосредственных начальников, создающих нервозную обстановку в коллективе", - добавил Президент. Александр Лукашенко потребовал от МВД наладить эффективную систему профилактики преступности. "Отсутствие системной предупредительно-профилактической работы со всеми категориями социально опасных лиц оказало серьезное негативное воздействие на криминогенную ситуацию в Беларуси. В том числе увеличилось количество рецидивов", - сказал Александр Лукашенко. По его словам, ранее судимыми совершается каждое третье преступление, в том числе каждая вторая кража, грабеж и разбой. В Брестской области в текущем году прирост таких преступлений составил 20%, в Минске - 21%, в Гомельской - 33%. "Это следствие не только и не столько внешних обстоятельств. Причиной тому недостаточная эффективность работы учреждений уголовно-исполнительной системы по исправлению и перевоспитанию осужденных, отсутствие в органах внутренних дел действенной системы контроля за поведением лиц, отбывших наказание, недостатки в их трудоустройстве", - уверен Президент. nПрокуроры по- прежнему выявляют факты, когда бездействие сотрудников органов внутренних дел приводило к тому, что приговоры судов не исполнялись в течение многих лет, а лица, совершившие преступления, оставались безнаказанными. В целом около 80% лиц, причастных к совершению повторных преступлений, нигде не работали. Как следствие, почти неминуемо совершаются более тяжкие преступления. Подобные факты происходят практически ежедневно, и сама жизнь дает оценку эффективности проводимой милицией профилактической работе, отметил Александр Лукашенко. Также глава государства подчеркнул важность согласованных действий всех государственных правоохранительных структур. "О каком противоборстве или "войне" между МВД и КГБ, как раструбили некоторые СМИ, может идти речь? Бороться нужно с криминалом, в том числе в собственных рядах", - добавил Президент. Возвращаясь к цели совещания, Президент подчеркнул, что хотел бы услышать от его участников конкретные предложения по реформированию белорусской милиции. В частности, были озвучены предложения по усилению взаимодействия органов внутренних дел с местной властью, по корректировке системы инспекций по делам несовершеннолетних с тем, чтобы максимально исключить вовлечение юных граждан в преступную деятельность. Часть инициатив касалась улучшения дорожно-транспортной ситуации и действий милиции по контролю за порядком на дорогах. Так, предлагалось исключить практику получения госавтоинспекторами денежных средств при штрафных случаях, провести реформу патрульно-постовой службы (например, свести минскую ГАИ в отдельный полк дорожно-постовой службы), увеличить возраст, дающий право на приобретение спиртных напитков, до 21 года. Участники совещания выступили также с инициативой придания большего авторитета участковым инспекторам. Однако, подводя итоги совещания, Александр Лукашенко подчеркнул, что ответа на вопрос, как следует реформировать белорусскую милицию, все же не последовало. Глава государства в этой связи высказал жесткие претензии Государственному секретарю Совета Безопасности и Главе Администрации Президента. Задача озвучить на совещании сведенные в систему конкретные шаги по реформированию МВД осталась невыполненной. Александра Лукашенко не удовлетворил доклад министра внутренних дел. "Считаю, что совещание не состоялось. Вижу, что у вас есть стремление пройтись по накатанной колее. Предупреждаю о недопустимости впредь подобных совещаний вхолостую на уровне главы государства, - сказал Президент. – Вы не выполнили поставленной задачи, и цель не достигнута. Мы провели промежуточное, а не итоговое совещание. Сегодняшнее обсуждение - это не мой уровень". Александр Лукашенко в очередной раз акцентировал внимание на том, что чистота рядов должна по-прежнему оставаться вопросом номер один. Касаясь проблемы гибели граждан на дорогах, Президент подчеркнул, что считает необходимым ужесточить наказание за нарушения на дорогах. Серьезные санкции, по мнению главы государства, необходимо применять к тем, кто садится за руль в состоянии алкогольного опьянения. "Пьянство за рулем должно быть искоренено", - сказал Президент. Он подчеркнул, что жесткие требования, прежде всего, следует применять к водителям. "В чем виноват человек, который идет по дороге, не нарушая правил? Ни в чем!", - отметил глава государства. Говоря в целом о проблеме пьянства, Президент считает, что запретительные меры не дадут никакого эффекта. По его мнению, необходимо искать другие, альтернативные методы реагирования. Тревогу вызывает проблема наркомании в молодежной среде – борьбу с этим злом необходимо существенно активизировать. Президент также обратил внимание на то, что каждый преступник должен помнить о принципе неотвратимости наказания. И у истоков этой работы стоит в первую очередь милиция. "Моя позиция остается жесткой и неизменной. На страже закона должны стоять люди долга и чести. Другим в этих рядах места нет", - подчеркнул Александр Лукашенко. Он также добавил, что в борьбе с криминалом должны быть задействованы все ресурсы. При этом неизменным требованием остается серьезный спрос за результаты работы.-0-

БЕЛТА Смотреть все